Как помочь ребенку освоить новый предмет: пирамида обучения
По мнению исследователей из Оксфорда, обучаясь новому предмету дети (да и взрослые) проходят по «пирамиде обучения». У этой пирамиды 5 уровней, и на каждом — новый способ работы с информацией. Любое обучение стартует на уровне простого запоминания и движется к высшему уровню — творчеству.

Чтобы осознанно учиться, нужно знать, что происходит на каждом уровне. Если обучение ребенка забуксовало, стоит понять на каком уровне он сейчас находится и при необходимости попросить спуститься ниже — вернуться к пройденному материалу. Там подтянуть знания и двигаться дальше. Вначале алгоритм стоит освоить родителям, чтобы помогать ребенку в учебе. А потом и воспитать осознанность в ребенке.

Рассказываем, что происходит с ребенком на каждом уровне и как помочь ему перейти на следующий:
1
Запоминание и повторение
С запоминания и повторения начинается знакомство с любым новым предметом. Будь то английский язык в школе или курсы бухучета на работе. На этом уровне учащийся еще не может анализировать предмет, размышлять, делать выводы. Нужно просто запомнить новую информацию и при необходимости вытащить ее из памяти.

К примеру, при изучении английского языка ребенок начинает с алфавита и простых слов: hi, apple, bye. Нужно просто запомнить их и повторить, не задумываясь. Также на первом уровне ребенок учит таблицу умножения. Он не вдумывается, почему 2 × 2 = 4, просто помнит это как данность.

С первым образовательным уровнем знакомы даже животные. К примеру, собаки запоминают команды хозяина. Когда собака приносит палочку, ее обычно награждают лакомством. Постепенно она запоминает команду хозяина и регулярно приносит палочку по требованию. Она не понимает зачем хозяину палочка, а просто делает.

Запомнив достаточно информации по новому предмету, можно перейти на следующий уровень и понять, что это все значит и как связано между собой.
2
Понимание
На этом уровне ребенок не просто твердит заученный факт — он задает вопрос «почему?». Находит на него ответ и постепенно углубляется в понимание своего предмета.

К примеру, на уровне запоминания и повторения дети повторяют за учителем, что у крепости высокие стены. На уровне понимания обязательно возникает вопрос «почему высокие стены?». Учащийся будет искать ответ и обнаружит, что раньше в крепости прятались от врагов. И чем выше стены — тем сложнее было неприятелям взобраться на них и попасть внутрь. Теперь в голове вдобавок к фактам образовалась логическая связь: высокие стены защищают от врагов.
ЧТО ДЕЛАТЬ:

Чтобы проверить, действительно ли ребенок понял материал — попросите его пересказать. Если он сможет подобрать синонимы к словам, рассказать краткое содержание текста — значит, он понял суть. И можно двигаться дальше: на уровень анализа и синтеза.
3
Анализ и синтез
Поняв основы нового предмета можно переходить к анализу и синтезу. Эти 2 противоположные техники тесно взаимосвязаны. Они помогают ребенку разобрать предмет на мелкие понятные детали, снова сложить и понять предмет целиком.

Анализ — углубленное понимание предмета. На этом этапе учащиеся задают серию вопросов-почемучек. Если вернуться к теме с крепостью, то стоит спросить, почему именно высокими стенами защищались от врагов. Можно же выкопать ров вокруг дома или изначально поселиться в тихом месте. Получая ответ на каждый вопрос, учащийся поймет отдельные кусочки жизни в средневековой крепости.

В процессе анализа ребенок будто разбирает домик из «Лего» на составные части и внимательно рассматривает каждую деталь. Поняв, как детали крепятся друг к другу, из чего они сделаны, какого они цвета — он сможет снова собрать домик. Эта «стройка» из понятных деталей и получившийся в итоге домик будут называться синтезом.

Синтез — объединение разных фактов о предмете, чтобы сделать общий вывод. К примеру, ребенок узнает, что в средние века каждый стремился захватить соседние земли и не было полиции. А высокие стены крепостей служили наблюдательным пунктом и защитой. Теперь можно собрать все эти знания вместе и понять, зачем нужно было строить такие громадины.

В школьной программе анализ и синтез нагляднее всего применяется в геометрии. Для решения задачи нужно изучить все стороны и углы треугольника по отдельности (анализ). А затем собрать все данные вместе и сделать вывод о свойствах треугольника (синтез).
ЧТО ДЕЛАТЬ:

Чтобы понять, готов ли ребенок двигаться дальше — попросите его разделить новую тему на составные части и рассказать о каждой из них. К примеру, если ребенок пишет эссе по английскому — попросите его рассказать, какие составные части будут в эссе, зачем они нужны и что он хочет сказать в каждой из них. Затем расспросите ребенка о том, как части взаимодействуют в эссе, как вместе они раскроют тему.
4
Актуализация и применение знаний
Этот уровень еще называют мудростью. На нем ребенку важно освоить, как работать со всеми полученными знаниями и когда какое знание применять. В Оксфорде есть забавная поговорка: «Знающий человек в курсе, что помидор — это ягода, а мудрый не станет варить из помидоров компот».

На этом уровне помогите ребенку научиться применять знания. Допустим, ребенок изучает средневековые крепости. Он понял, почему они такие высокие и в процессе узнал еще много интересного о Средневековье. Но в тесте по истории ему дадут 10 вариантов ответов на вопрос, почему крепости высокие. И нужно собрать все свои знания и выбрать единственно правильный ответ. Ему стоит проанализировать вопрос, вспомнить все о крепостях, выбрать и применить подходящую информацию.

Если бы вопрос был по архитектуре, можно было думать про прочность конструкций и стройматериалы XV века. И ответ был бы иным. Но тест — по истории, и стоит применить только подходящие по теме знания.
ЧТО ДЕЛАТЬ:

Если ребенок изучает английский язык, на этом уровне он пробует общаться или писать письма. Попробуйте позадавать ему несложные вопросы на английском по теме. Если он понимает, какой вопрос задали и лексики достаточно — он подберет подходящие слова и фразы для ответа. Тогда и можно двигаться дальше. Если нет — стоит вернуться к анализу и синтезу. Скажем, разобрать, какова структура вопросов в английском, зачем нужны вспомогательные глаголы и т. д. А то и в самое начало — к запоминанию и повторению — и выучить нужные для ответа слова и фразы.
5
Абстрактно-логический / творческий уровень
Самый сложный уровень, на который многие выходят только в университете или когда глубоко погружаются в новый предмет. На этой ступени ребенок собирает всю актуальную информацию по теме, делает из нее собственный вывод и отстаивает свою точку зрения. Если школьник изучает английский, на этом уровне можно попробовать написать на нем рассказ или выступить с речью.

Разберем суть уровня на примере крепости. Чтобы ответить на вопрос, зачем в средневековье строили высокие крепости, ребенок сначала собирает всю информацию по теме. Это могут быть параграфы учебника, книги по фортификационным сооружениям XV века или статьи других исследователей. Изучив материалы, ребенок приходит к выводу, что основная цель строительства была не защитная, а статусная. То есть владелец крепости хотел показать соседям свое величие. Эту гипотезу нужно подтвердить фактами. А затем сделать собственный вывод об отношениях к соседям в средневековье.

В итоге, на руках у школьника будет серьезная исследовательская работа с собственными выводами, которые можно подкрепить собранными доказательствами. А в процессе работы использовались и все предыдущие ступени: запоминание фактов, попытка их понять, анализ, синтез и применение актуальных знаний.
ЧТО ДЕЛАТЬ:

Если вам кажется, что ребенок уже поднялся по новой теме до уровня творчества — проверьте его. Пусть не просто выучит заданный диалог по английскому, а напишет к нему продолжение. Почувствуете, что он неуверенно применяет знания — возвращайте ребенка на предыдущий уровень и подтягивайте знания там. Возможно, придется вернуться и к первому уровню и выучить 10 новых слов.

Чтобы действительно оказаться на творческом уровне стоит возвращаться к начальным уровням не один раз. Но, есть и хорошая новость: каждый новый спуск и подъем ребенка по «пирамиде обучения» будет осознаннее.
РЕЗЮМЕ
1. Обучаясь любому новому предмету ребенок (да и взрослый) последовательно проходит 5 уровней развития: запоминание и повторение, понимание, анализ и синтез, применение знаний, творчество. Эти уровни складываются в «пирамиду обучения».

2. Чтобы обучение ребенка шло быстрее, нужно понимать, на каком этапе «пирамиды» он находится. Просто повторяет факты, понимает суть, может разобрать свой предмет на части и рассказать о каждой, готов выполнить тест по предмету или уже готовы написать сочинение?

3. Если обучение забуксовало, полезно спуститься на уровень ниже, подтянуть знания и снова подняться. В пирамиде обучения, как в строительстве зданий, пока нет фундамента и стен — рано устанавливать крышу.
Получили ссылку на эту статью от друзей?
Если вы еще не участвуете в родительском марафоне — жмите на кнопку, получите 10 полезных писем на почту



Все о зарубежном образовании
— в нашей рассылке
Рейтинги школ и вузов, подборки лагерей на каникулы, программы профориентации и лидерства, специальные цены, советы по поступлению и обучению
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.